Статьи

Зависимые организации

Большинству из нас знакомо выражение «посадить на иглу» – то есть сделать человека зависимым. Также большинству понятно, что ничего хорошего для этого человека данное выражение не обещает. Так вот, сделать зависимой можно и организацию.

Предлагаю начать с понимания самой проблемы: почему человек начинает принимать эти вредные препараты? Потому что пытается уйти от решения каких-то проблем. Так вот именно в тот момент, когда руководители организации пытаются уйти от решения каких-то проблем, они и делают свою организацию зависимой.

Кредит

Самый распространенный способ – это, пожалуй, кредитная игла. Ситуация, когда организация постоянно перезанимает деньги и влезает во все новые кредиты. Один мой знакомый занимался подготовкой документов для организаций, которым нужны были кредиты. Его поражало то, что люди действительно начинают вести себя как наркоманы. «Я вижу, что ему не деньги нужны, а менять схему работы компании и пересмотреть свою маркетинговую политику» – рассказывал он мне – «а он уперся и просит помочь получить кредит. Самое ужасное, я ведь знаю, что если ничего не изменить, он через три месяца ко мне придет за следующим кредитом».

К сожалению, он оказывался прав – эти компании брали новые кредиты, чтобы расплатиться со старыми, и делали это до тех пор, пока в один «прекрасный» день им уже не удавалось получить кредит ни в одном банке. В итоге, эти организации разваливались. Так что от этой зависимости редко кто уходит. Как правило, заканчивается плачевным исходом для компании.

«Консалтинг»

Есть еще одна зависимость, которая не менее губительна для компании, и это – консалтинг. Как это происходит? Очень просто. В организации появляется проблема, С которой руководство не может справиться своими силами. Эта организация нанимает консультанта, тот приходит и решает проблему ВМЕСТО руководителей. При этом такой «консультант» с умным выражением лица говорит, что все это сложно понять но, к счастью, это не забота руководителя, а его «неблагодарный труд». Тут хочу напомнить вам гениальную фразу персонажа Олега Янковского из фильма «Тот самый Менхаузен»: «Умное лицо - это еще не признак ума, все самые большие глупости делаются именно с этим выражением лица».

Так вот, глупость заключается в том, что спустя какое-то время проблема появляется вновь, руководители по-прежнему не знают, как ее решить и снова зовут консультанта. Так может повторяться либо до того момента, пока руководитель организации не научится сам решать свои проблемы, либо до тех пор, пока организация не разорится. Это очень выгодно для ряда консультантов, но не очень полезно для компании, потому что она будет оставаться на одном и том же уровне, и не будет развиваться.

На самом деле услуги таких «консультантов» не является помощью. Да, иногда компании приходится нанимать антикризисного управляющего, который берет все в свои руки и приводит в порядок. Но после того, как он приведет организацию в порядок, он должен будет обучить руководителей, как справляться с этой проблемой в дальнейшем.

Представьте себе компанию, которая в случае проблем с бухгалтерией нанимает одного специалиста, в случае падения продаж – другого, в случае проблем на производстве – третьего, в случае резкого падения прибыли – четвертого. У руководителя все «под контролем» - у него есть связи на любой случай. Но вот чего у него нет, так это понимания бизнеса, так как проблема с производством напрямую влияет на продажи и вместе с проблемами в бухгалтерии они все напрямую связаны с итоговой прибылью организации. Когда существуют приходящие консультанты, которые решают проблему за человека и ничего ему не объясняют, они могут выглядеть очень умными, но на самом деле они тоже не умеют управлять организацией. Они умеют справляться. Это хорошо. Но если только справляться, организация в один прекрасный день умирает.

Почему так происходит, хорошо описал один из наиболее успешных руководителей ХХ века Л. Рон Хаббард. В своих работах он обращает внимание руководителей на то, что если они не реорганизуют область в которой у них возникла опасная ситуация, то спустя некоторое время эта ситуация повторится вновь. Казалось бы – закон не менее естественный, чем закон земного притяжения. Но так же как до Ньютона не многие обращали внимание на падение яблок, далеко не каждый бизнесмен понимает эту простую истину, связанную с реорганизацией проблемной области.

Пример

Пусть эта наша организация будет пекарней. У нее регулярно возникают проблемы – то качество хлеба резко ухудшается, то продажи упадут, то бухгалтерия не может пройти аудиторскую проверку, то общая прибыль снизится на столько, что после уплаты налогов владельцу остается денег только на веревку с мылом.

Если с этими проблемами будут справляться разные «консультанты», то, во-первых, это влетит организации «в копеечку» (кстати, так как прибыли особой нет, не исключено, что придется брать кредит на эти «услуги»). Во-вторых, однажды они могут вылезти разом, а у пекарни не будет достаточных средств на оплату «консультантов». Вот тут, как говорится «и сказке (т.е. пекарне) конец».

Настоящий профессионал провел бы тщательную инспекцию организации и выявил бы ОДНУ причину всех этих проблем. Например: в коллективе есть человек, который регулярно «пилит» других сотрудников, они расстраиваются и начинают делать ошибки в работе.

Тогда он не будет неделю, закатав рукава, разбирать завалы в бухгалтерии или пытаться продать невкусный хлеб. Он просто добьется увольнения этого человека или его коррекции. После этого он обучит руководителя выявлять таких людей самостоятельно и корректировать их. Разумеется, он возьмет за это деньги, но больше к нему уже не обратятся по этому вопросу, ведь руководитель сам умеет находить и убирать диверсантов в своей компании.

И хотя для некоторых «консультантов» такой способ неприемлем чисто в силу уровня их «профессионализма», это очень выгодная схема. Во-первых, к этому консультанту еще обратятся за помощью, когда появятся другие проблемы, или когда руководителю бизнеса захочется еще чему-нибудь научиться или научить свой персонал. Во-вторых, и это гораздо важнее, он порекомендует этого консультанта своим знакомым и партнерам, тем самым увеличив количество клиентов этого консультанта.

Понимая это, многие профессиональные консультанты и консалтинговые компании сегодня занимаются не «консультированием по выходу из сложной ситуации», а обучением руководителей и владельцев компаний принципам управления.

Всех их объединяет то, что они помогают руководителями и сотрудникам компаний-клиентов становиться способнее, в решении стоящих перед ними проблем, а не присасываются к ним подобно паразитам. «Удивительно», но все эти консалтинговые компании развиваются хорошими темпами!


Резюме

Если вы хотите быть владельцем своей компании и хотите чтобы она развивалась – занимайтесь обучением у профессионалов. Нанимайте тренеров, а не советчиков, и тренеров – практиков, а не студентов с факультета психологии. Если ситуация совсем критическая – найдите антикризисного управляющего, но выбирайте такого, который, уладив ситуацию, объяснит как он это сделал и научит вас делать то же самое. Остальных отправляйте гулять в сад дышать свежим воздухом – и для них полезно, и для вас не затратно.

Успехов!
Артём Кузнецов




Антикризисное управление, развитие и управление бизнесом
 
 

Новые статьи

  • Эффективность бизнес-процессов на малых и средних предприятиях
    Успешные компании — это живой организм. Персонал, подразделения, направления, производства, склады, офисы — все это должно постоянно переживает мелкие и крупные реструктуризации
    От 11.06.14 16:02:23
  • Как правильно просчитать местоположение магазина, кафе, ресторана или торговой точки.
    «Три фактора, необходимых для успешной работы торговой точки: Местоположение, Местоположение и Местоположение». Леви М., Вейтц Б.А., «Основы розничной торговли»
    От 20.03.15 14:39:20
  • Почему бизнес-конультант?
    Бизнес-консультант – это эксперт по построению успешного, эффективного бизнеса. Бизнес - консультант знает, как работает успешный, эффективный бизнес. Какие этапы проживает бизнес в период старта и в период зрелости. Как бизнес попадает в кризис. Какие симптомы проявляются у организации за долго до того, как в компанию приходит внешний управляющий или предприятие начинает лихорадить долги и судебные иски. Бизнес-консультант знает из опыта из каких основных частей, основных функций состоит успешный бизнес. Как потом из этих функций вырастают (или не вырастают) должности и отделы компании. И что происходит, если этот период в жизни компании, проморгать.
    От 08.06.14 18:26:01
               © www.ufk-invest.ru 2000 - 2014 гг.
Яндекс цитирования
icq icq  616-149-090  Алексей    icq skype  aendako  Алексей