Статьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап развития экономики России выдвигает новые требования не только по отношению к качеству управления отдельным предприятием и максимально эффективному использованию всех его ресурсов, но и по отношению к мобильности субъектов хозяйствования — их способности быстро реагировать на изменения рыночной ситуации. Наиболее приспособленной в этом смысле сферой бизнеса является малый бизнес.
Развитие малого бизнеса является важнейшим рычагом формирования «среднего класса», а соответственно, положительного воздействия на социально-экономическую ситуацию в государстве и регионах.
Субъектом малого бизнеса является малое предприятие. В последние два года в российской политике и экономике наметились положительные тенденции, внушающие надежду на улучшение общей среды деятельности субъектов малого предпринимательства. Концепция государственной поддержки малого предпринимательства,  принятая Государственным Советом, а также пакет мер правительства РФ по дебюрократизации экономики,  Курс Президента Российской Федерации на создание условий для нормального предпринимательства в стране внушают надежду на изменение ситуации к лучшему.
Однако имеют место и отрицательные явления, тормозящие позитивные процессы и даже создающие новые трудности. К их числу следует отнести, прежде всего, недостаточную эффективность государственной политики в отношении малого предпринимательства, продолжающуюся – под флагом «облегчение налоговой нагрузки» на малый бизнес – политики фискального удушения малого предприятия, недоступность финансово-кредитных и имущественных ресурсов.
Цель:  Изучить проблемы развития малых предприятий и предложить пути решения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и признаки малых предприятий;
2. Исследовать систему поддержки малого бизнеса в современных условиях;
3. Изучить проблемы реализации финансовой политики компании;
4. Предложить мероприятия по совершенствованию

В хозяйственной практике финансы малых предприятий осуществляют свои функции преимущественно через финансовый механизм, под которым понимается оформленная законодательными и нормативными актами взаимосвязанная система мер, направленных на использование объективно существующих денежных отношений для достижения целей деятельности [1].
Таким образом, если финансы – объективная экономическая категория, отражающая объективно существующие денежные отношения, то финансовый механизм – это система управления финансами, или способ воздействия на финансовые отношения через финансовые рычаги при помощи финансовых методов [2].
Основной целью управления финансами малых предприятий, является обеспечение их устойчивого функционирования.
В условиях рынка устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает вложенные в активы предприятия средства и расплачивается по своим обязательствам.
В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции состояние предприятия переходит от одного типа устойчивости в другой. Зная предельные границы изменения источников средств можно эффективно управлять устойчивым развитием, что предполагает определение критических значений состояния предприятия и ориентация на эти значения.
Таким образом, устойчивость функционирования субъектов малого предпринимательства можно охарактеризовать как способность хозяйствующего субъекта неизменно выполнять присущие ему функции при воздействии различных факторов и обеспечивать при этом приемлемые финансово-хозяйственные результаты.
Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и общественных структур. В настоящее время многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого бизнеса.
Основная проблема малых предприятий –  недостаточная ресурсная база,  как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор в нашей стране в существенной степени отсутствовал. Это,  в частности,  означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения не могло образоваться резерва средств, необходимого для того, чтобы начать собственное дело. На приобретение дорогостоящего импортного оборудования у малых предприятий нет денег.  Не решена проблема предоставления предприятиям малого бизнеса государственных и муниципальных заказов.
Следующая важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться.
Зачастую начинающие бизнесмены стремятся к постоянному безоглядному росту, что в большинстве случаев приводит к провалу.
Во-первых, наращивать какое-либо бизнес-направление надо только в том случае, если оно приносит прибыль на малых объемах. Если же оно убыточно — растить его просто опасно.  
Во-вторых, быстрый рост требует регулярной перестройки бизнес-процессов, что требует управленческих и финансовых ресурсов, а также времени на внедрение новых процессов и проверку обновленного бизнеса на наличие прибыли. 
Говоря о поддержке малого бизнеса, следует определить, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, а в первую очередь о создании благоприятного климата в стране, способствующего развитию и эффективному функционированию малого предпринимательства.
Важно учесть что особенностью малого предприятия является тесное взаимодействие руководства с персоналом. Все работодатели хотят иметь нормальные деловые отношения с персоналом. Чтобы этого достичь, необходимо постоянное деловое общение с работниками, их стимулирование, решение их проблем, устранение конфликтов в коллективе.
Обобщая выше изложенный материал, можно отметить, что для решения проблем финансирования малого предпринимательства необходимо:
-     на законодательном уровне облегчить доступ предпринимателям к кредитным ресурсам, предоставлять налоговые льготы банкам, кредитующим субъектов малого бизнеса;
- законодательно утвердить деятельность обществ взаимного кредитования, приняв закон «О кредитной кооперации», регулирующий объединение субъектов малого предпринимательства для решения проблем финансирования собственными силами;
-  оптимизировать налогообложение малого предпринимательства, чтобы налоговое бремя не являлось причиной ликвидации деятельности субъектов малого бизнеса;
-  совершенствовать работу лизинговых компаний, предоставлять налоговые и иные льготы тем из них, которые предоставляют свои услуги малым предприятиям по низким процентным ставкам;
- привлекать для финансирования малых предприятий службы занятости, чтобы их средства шли не только на выплату пособий по безработице, но и, например, на льготное кредитование тех предпринимателей, которые помогают решать проблему занятости населения;
-  увеличить количество государственных заказов, предоставляемых малым предприятиям, причем придать этому решению форму закона и контролировать его выполнение;
- повысить ответственность региональных органов власти за поддержку и развитие малого бизнеса, контролировать целевое использование бюджетных средств на финансово-инвестиционную поддержку субъектов малого предпринимательства.
Итак, управление финансами малого бизнеса это очень важная часть такого типа бизнеса так как вложено не очень большое количество денег и для того чтобы иметь прибыль нужен жесткий контроль за каждой копейкой, только тогда у нас будет реальная прибыль!
Реализация этих мероприятий позволит, на наш взгляд, решить одну из основных проблем развития малого предпринимательства – проблему финансирования, а значит, и поможет малому бизнесу занять достойное место в экономике нашей страны и региона.

Автор: Хайруллина Алсу Дамировна




Антикризисное управление, развитие и управление бизнесом
 
 

Новые статьи

  • Эффективность бизнес-процессов на малых и средних предприятиях
    Успешные компании — это живой организм. Персонал, подразделения, направления, производства, склады, офисы — все это должно постоянно переживает мелкие и крупные реструктуризации
    От 11.06.14 16:02:23
  • Как правильно просчитать местоположение магазина, кафе, ресторана или торговой точки.
    «Три фактора, необходимых для успешной работы торговой точки: Местоположение, Местоположение и Местоположение». Леви М., Вейтц Б.А., «Основы розничной торговли»
    От 20.03.15 14:39:20
  • Почему бизнес-конультант?
    Бизнес-консультант – это эксперт по построению успешного, эффективного бизнеса. Бизнес - консультант знает, как работает успешный, эффективный бизнес. Какие этапы проживает бизнес в период старта и в период зрелости. Как бизнес попадает в кризис. Какие симптомы проявляются у организации за долго до того, как в компанию приходит внешний управляющий или предприятие начинает лихорадить долги и судебные иски. Бизнес-консультант знает из опыта из каких основных частей, основных функций состоит успешный бизнес. Как потом из этих функций вырастают (или не вырастают) должности и отделы компании. И что происходит, если этот период в жизни компании, проморгать.
    От 08.06.14 18:26:01
               © www.ufk-invest.ru 2000 - 2014 гг.
Яндекс цитирования
icq icq  616-149-090  Алексей    icq skype  aendako  Алексей