Оценка бизнеса, диагностика бизнеса, антикризисное управление




ГлавнаяБухгалтерский учёт и его модели.

Каталог

Бухгалтерский учёт и его модели.


Исторически так сложилось, что между двумя известными концепциями учёта существует непримиримая борьба. Протекает этот воинственный процесс уже на протяжении 150 лет, и прекращаться не собирается. При этом, противоборство существует во всех мировых столицах. Так в чем же суть каждой концепции? Итак, при первой информация о ликвидности предприятия формируется при достаточном объёме активов, чтобы рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Вторая модель нужна для формирования данных, необходимых для оценки деятельности фирмы: рентабельность капиталов, эффективное использование активов.

Адаптация этих двух моделей в разных странах происходила в реальных условиях экономики. Первый вариант внедрялся в тех государствах, где фирмы формировали свои капиталы при помощи кредитов и займов. Второй путь выбирали конторы, основанные на фондовых источниках, после привлечения сильных инвесторов. Информация, отображаемая в этих различных моделях, методологически показана с существенными различиями.

Первая структура формирует информацию о ликвидности таким образом:

• Создание информационной базы о существующей ликвидности;

• Активы, на которые в полном объёме записаны права собственности, отражаются на балансе;

• Расходы, связанные с покупкой долгосрочных прав, признаются фиктивными активами, и на балансе не отображаются;

• Оценка активов производится применительно к отчетной дате, с опорой на реальные рыночные цены;

• Начисление амортизации производится на размер износа, после исчисления показателей утраты неполной стоимости объекта;

• Заявленная изначально сумма акционерного капитала отражается на балансе полностью;

• Прибыль фиксируется по мере того, как происходит инкассация денежных средств, или в противовес дебиторской обеспеченной задолженности.

Вторая концепция отражает данные о том, насколько эффективно расходуются заемный и собственный капиталы:

• Формируется информационная база о рациональном использовании капиталов фирмы, как заёмного, так и уставного;

• Все активы, применяемые на любых условиях собственности, в том числе аренды, отражаются на балансе полностью, в полном объёме, вне зависимости от условий владения;

• Затраты, связанные с покупкой долгосрочных прав, признаются нематериальными активами, и отражаются на балансе;

• Оценка активов производится по себестоимости, то есть по факту затраченных средств на их покупку;

• Вне зависимости от физического износа объекта, его стоимость частично переносится на баланс в рамках амортизации, при этом фактический износ не имеет значения;

• Сумма акционерного капитала отражается на балансе по фактической сумме, поступившей на счета;

• Прибыль позиционируется против задолженности дебиторского свойства, которая замещает собой себестоимость. Плюс к ней прибавляется сумма выручки.


Классический бухгалтерский учёт в России имеет в основе, по большей части, первую концепцию. Преимущественно вторая модель учёта принята к использованию у англичан и американцев. Однако, ни одна из описанных форм давно не используется в чистом виде ни в одной стране. Смешивать две методологии учёта стали с опорой на объективные причины. Ведь инвестирование капитала тоже не происходит в идеальных условиях, а смешивается: банковские и биржевые финансы давно сплетены очень тесно.

Откуда берутся деньги, и куда они потом «утекают»? Этим вопросом в современной экономике задаются многие специалисты, и интерес к данным о денежным движениях держится на устойчивом уровне. Тем более, потоки финансов сегодня просто поражают воображение! Бухгалтерская отчетность, послушная всем течениям времени, стала содержать новый вид отчёта: «О движении капиталов». А такой документ не характерен для концепций, рассматриваемых в этой статье. Поскольку глобализация экономических процессов продолжается, необходимо уходить от национальных форматов учёта в сторону единой международной концепции. Она должна вобрать в себя самые эффективные черты, присущие традиционным методам бухгалтерского контроля. МСФО уже выдвинула такую концепцию.

Для формирования финансовой отчетности давно установлены международные стандарты. И даже в основной бухгалтерии, а не только в этом виде отчетности, необходимо неукоснительно соблюдать базовые правила. Свод этих непреложных законов, обязательных для всех, называется Концепцией бухгалтерского учёта.

Абсолютно все работники экономической сферы, хоть аудиторы, хоть бухгалтеры, должны знать эти стандарты и правила. Более того, специалисты должны следовать признанной концепции, когда выполняют рабочие обязанности.

Наиболее важными концепциями признаются:

 Концепция хозяйствующей единицы, действующей самостоятельно: фирма и её хозяева позиционируются отдельно, и для бухгалтерского учёта отдельное рассмотрение очень важно. В финансовые отчёты включаются только конкретные транзакции, и налогообложение производится по принципу самостоятельности;

 Концепция наращивания: все затраты и прибыли берутся за один отчетный период, и обязательно согласуются друг с другом. Например, продажа объекта по его себестоимости, а также амортизация активного дохода, чей актив все ещё продолжает функционировать;

 Концепция функционирующей фирмы: если компания не готовится к закрытию или перестройке, и её будут развивать дальше, вся отчетность по финансам производится по этой схеме. Более того, для фирмы не должны быть запланированы сокращения операций и их масштаб. В обозримом будущем, значит, с момента утверждения отчёта по финансам и на протяжении 12 месяцев. Если подготовка под формат «действующего» предприятия не была произведена, в финансовой отчетности необходимо сделать тематическую отметку;

 Концепция согласованности: фирма обязана вести свой учёт последовательно, обрабатывая аналогичные объекты в рамках отчетного периода, а также в процессе смены периодов. Такой подход помогать составить наиболее законченную финансовую картину, и исключить вероятность разности методов учёта проведенных операций. Так, реально уйти от прямой линии при учете амортизации в сторону снижения балансового метода. Срабатывает принцип рациональности: затраты учитываются сразу, и отражаются в учете, тогда как доходы фиксируются на балансе только после прихода на счета компании. Когда уже не остается сомнений в том, что сумма прибыли будет точно собрана, следует вносить информацию в отчёт. Так, обременительные договоры (убытки от должников) определяются моментально, а контрактная прибыль вносится в активы ежегодно, в основу берётся процент завершения;

 Приоритет содержания над формой: для учёта в балансе все сделки проводятся но по юридической силе, а по их фактическому содержанию. Так, финансовая аренда даёт собственнику актива право отражать актив на своём балансе, хотя он им уже и не владеет. Арендодатель вынужден смириться с этим.

 Концепция материальности или существенности: необычные или индивидуальные материалы должны учитываться отдельно, и в финансовой отчетности им отводятся отдельные пункты. Так понятность и прозрачность этих данных усиливается. Элементы, не имеющие существенного смысла, не раскрываются детально, и идут в баланс на общих основаниях;

 Взаимозачет: движение денежных средств представляется по отдельности, и в финансовой отчетности расходы, доходы, обязательства и активы не компенсируются. Допущение взаимозачета возможно, если есть разрешение на иной международный стандарт финансовых отчётов. Если такой вариант не запрещён законодательно. Как правило, взаимозачет применяется для частей с одной природой. Например, полученный доход в иностранной валюте, и полученный убыток в процессе пересчета разницы курсов. Процент от финансового лизинга и средств кредиторов, а также контрзаписи между кредиторами и должниками.

 Информационное сравнение-сопоставление: данные, сформированные за прошлый год работы фирмы, должны всегда добавляться в финансовую отчётность. Таким образом, можно сравнить показатели текущего периода, и сопоставить прошлогодние цифры с нынешними. В примечаниях к отчетам по финансам должны прибавляться сравнительные материалы;

 Частота отчётности: как минимум, раз в 12 месяцев фирма обязана предоставлять в полном объёме всю финансовую документацию. В неё должна входить сравнительная отчетность. Расширяя или урезая отчетный период, компания обязана раскрыть причину изменений, и отдавать себе отчёт в несовпадении некоторых фактов.

Для бухгалтерского учёта важны все концепции, рассмотренные выше, ведь они необходимы для составления финансовых отчётов. К тому же, органы власти и правительственные органы принимают их в качестве основы для контроля за деятельностью предприятий. Компетентные органы ожидают, что им будут сдавать унифицированные отчёты, составленные в рамках международных стандартов.


Подобные статьи




НОВАЯ СТАТЬЯ

2018-01-19

О новых веяниях в разработке стратегий развития бизнеса

В последние два десятилетия значимость теории игр возросла, причем в различных сферах экономических наук. Она используется в экономике при аналитике рынков, систем контроля и управления, а также при решении многих общехозяйственных вопросов. Именно теория игр создает возможность оказаться на шаг впереди своих партнеров по бизнесу или конкурентов.  Читать..

Все статьи >>