Оценка бизнеса, диагностика бизнеса, антикризисное управление



Оценка бизнеса, диагностика бизнеса, 

антикризисное управление

ГлавнаяКак оценить эффективность деятельности торгового предприятия?

Каталог продукции




Как оценить эффективность деятельности торгового предприятия?


Вне зависимости от стратегии развития бизнеса и способов, применяющихся для ее реализации, каждая торговая компания ставит перед собой одну и ту же цель – получение прибыли от своей коммерческой деятельности. Чем эффективнее последняя, тем лучше финансовый результат. По этой причине важно вести стабильную и непрерывную работу: решать вопросы с оптовыми закупками, формировать и расширять ассортимент продукции, стремиться к росту продаж, разрабатывать маркетинговые концепции, грамотно управлять запасами. Комплексный и продуманный подход к ведению предпринимательской деятельности даст возможность вовремя выявлять недостатки в работе фирмы и устранять их, тем самым повышая ее эффективность.

Как же получить системную оценку деятельности торговой организации?

Прежде всего, данный вопрос важно рассматривать объективно, с позиций разных заинтересованных сторон:


  • постоянных клиентов и потенциальных потребителей;
  •  лиц, непосредственно выполняющих функции управления;
  • владельцев компании;
  • вышестоящих контролирующих инстанций (налоговая или таможенная служба);
  • деловых партнеров, поставщиков продукции;
  • банковских учреждений, оказывающих компании услуги по кредитованию.


В рамках данного подхода следует разграничить элементы организации как единой системы интересов и выявить показатели, которые соответствуют каждой из категорий вышеуказанных субъектов в соответствии с принципом полноценного удовлетворения их целей, касающихся деятельности рассматриваемой компании. Общеизвестно, что существует два подхода к расчету показателей экономической эффективности торговых фирм – затратный и ресурсный, в связи с чем важнейшие типы ресурсов классифицируют на потребленные и использованные (примененные).


В ходе экономических исследований стало ясно, что в наши дни чаще используется ресурсный подход. Ведется расчет базовых коэффициентов эффективности фондов. При комплексном анализе оценки эффективности нужно использовать обе методики – это обеспечит высокое качество проводимых расчетов.


Классические показатели эффективности применения трудовых ресурсов торговой компании дополняются и другими коэффициентами: количеством затрат на заработную плату работников, а также на содержание трудовых ресурсов. Их принимают во внимание при анализе общего уровня расходов организации согласно планируемому объему оборота. В  таблице ниже отражена система подсчета этих показателей:



РЕСУРСЫ
Примененные Потребленные
на базе фонда заработной платы на базе затрат на содержание трудовых ресурсов
показатель способ расчета показатель способ расчета показатель способ расчета
Производитель-ность труда ПТ=Р/Ч Зарплатоотдача ЗПо= Р/ФЗП Отдача расходов на трудовые ресурсы ЗТРо=Р/ЗТР
Производительность работы ТОП ПТ=Р/Ч топ Отдача заработной платы ТОП ЗПо =Р/ФЗП топ Отдача расходов на содержание ТОП ЗТРо=Р/∑ЗТРтоп
Прибыль в расчете на 1 чел R=П/Ч Зарплаторентабель-ность Rфзп=П/ФЗП Рентабельность затрат на трудовые ресурсы ЗТРо=П/∑ЗТР
Прибыль на 1 сотрудника R=П/Чтоп Рентабельность расходов на оплату труда ТОП Rфзп = П/ФЗПтоп Рентабельность затрат на содержание ТОП ЗТРо=П/∑ЗТРтоп
Прибыль на 1 сотрудника ТОП
Зарплатоемкость ЗПе=ФЗП/Р Объем затрат на содержание трудовых ресурсов предприятия ЗТРе=∑ЗТР/Р


где,

ТОП* –торгово-оперативный персонал;

ЗТР** – расходы на трудовые ресурсы.


Данная методика дает возможность глубоко проанализировать использование основных ресурсов компании и своевременно сделать выбор в пользу наиболее оптимальных стратегий по управлению ими.


Тщательное исследование методов оценки эффективности функционирования торговых фирм, которые предлагали многие советские экономисты и их иностранные коллеги, доказало, что важнейшие интегральные коэффициенты находятся в прямой зависимости от экономических коэффициентов.


В частности, эти авторы разработали методику выявления интегрального параметра оценки качества обслуживания на основе мнения потребителей. Чтобы получить данную оценку, применяют классический интегральный показатель качества обслуживания, который зависит от других параметров: охвата покупателей, перечня сопутствующих услуг, оптового товарооборота, ассортимента. Однако есть возможность представить покупателей как источник необходимых сведений, и осуществить расчет показателя качества торгового обслуживания с помощью методов социального маркетинга (анкетирования, опросов целевой аудитории). Он будет выглядеть следующим образом:


Уто= (Кш/а+Ку+Кд/у+Ко/а+Кк/т+Ккв+Коф/тз,


при этом Кш/а – параметр полноты имеющегося ассортимента, отражающий количество потребителей, считающей ассортимент компании разнообразным; Ку – коэффициент доступности оказываемых услуг; Кд/у –показатель объема сопутствующих услуг; Ко/а – параметр обновления перечня продукции; Кк/т –коэффициент, отражающий уровень качества реализуемой продукции (показывает процент потребителей, не имеющих претензий к потребляемым товарам компании); Ккв – параметр, отражающий долю потребителей, положительно оценивших степень профессионализма сотрудников по пятибалльной системе; Коф/тз – оценка покупателями уровня оформления торговых помещений.


С точки зрения получения достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности компании очень важно осуществить расчеты основных интегральных параметров: именно они позволят отследить процесс деятельности конкретного хозяйствующего субъекта в динамике. С этой целью проводят подготовительную комплексную оценку, находят частные показатели, например, такие как:


  • степень экономического развития компании;
  • общий уровень ее деятельности;
  • оценка уровня обслуживания потребителей;
  • направленность использования имеющихся ресурсов;
  • оценка уровня финансового состояния.


Практическое использование вышеописанной методики оценки уровня экономической эффективности деятельности торговой фирмы дает возможность обеспечить рациональное планирование процесса управления и, как следствие, создать предпосылки получения конкурентных преимуществ при дальнейшем развитии бизнеса.






НОВАЯ СТАТЬЯ

2018-01-19

О новых веяниях в разработке стратегий развития бизнеса

В последние два десятилетия значимость теории игр возросла, причем в различных сферах экономических наук. Она используется в экономике при аналитике рынков, систем контроля и управления, а также при решении многих общехозяйственных вопросов. Именно теория игр создает возможность оказаться на шаг впереди своих партнеров по бизнесу или конкурентов.  Читать..

Все статьи >>