Главная → Бизнес-менеджмент как единая система: история появления понятия, элементы, цели, планирование и контроль Каталог![]() Бизнес-менеджмент, как единая система: история появления понятия, элементы, цели, планирование и контроль. Профессионалы в сфере менеджмента, преподаватели и студенты экономических факультетов ВУЗов ассоциируют этот термин с управлением компанией или бизнесом в целом, т. е. с коммерцией. Тем не менее, эти выводы в корне неверны. Отождествление понятий «системы управления бизнесом» и «менеджмент» началось в XX веке, когда после окончания в 1939 г. мирового экономического кризиса в менталитете жителей страны сформировалась устойчивая антипатия к любой предпринимательской деятельности. К тем, кто зарабатывал на хлеб коммерцией, относились с презрением, считали их людьми низшего сословия. Такие тенденции привели к тому, что термин «менеджмент» практически перестал употребляться: использовалось только слово «управление». Позднее открылись институты и университеты, где происходило обучение дисциплинам, которые связаны с управлением государством. Однако после 1945 г. все опять изменилось. Отношение людей к бизнесу стало более лояльным – в связи с этим данный термин начал вновь использоваться. Постепенно управление бизнесом превратилось в отдельную сферу, требующую детального изучения и исследования. С течением времени это понятие и термин «менеджмент» в сознании населения стали идентичными. Но это не означает, что сейчас между ними свободно можно поставить знак равенства. Рис.1 Процессы в компании, когда нет менеджмента. ![]() Как же объяснить, что представляет собой менеджмент в бизнесе? На самом деле, это целая наука, о которой написано огромное количество книг и статей. Простыми словами, это комплекс мероприятий по планированию, аналитике и организации предпринимательской деятельности в целях достижения положительного финансового результата. Основная миссия любой коммерческой фирмы сегодня – получение максимальной прибыли, и все действия по управлению бизнесом сводятся именно к этой цели. Из каких элементов состоит система бизнес-менеджмента? ![]() При управлении компанией важно учитывать сразу несколько составляющих: • Планирование коммерческой деятельности. • Организация бизнеса. • Мониторинг предпринимательской деятельности и ее итогов. Если не принимать во внимание хотя бы один из этих элементов системы управления, о грамотном руководстве организацией не может быть и речи. Без планирования и прогнозов на будущее сложно говорить об успешном развитии, поскольку при любой деятельности важно предвидеть возможные ситуации и события. Если не контролировать бизнес-процессы, то риски снижения эффективности производства возрастут в разы, что неизбежно приведет к сокращению прибыли. Особо важен и такой элемент системы, как сами сотрудники предприятия. На них держится вся работа, необходимая для функционирования организации. Их мотивация и поддержка очень важны для стабильности и роста эффективности производственной деятельности. Во многом успех зависит и от атмосферы в коллективе. В сложной психологической обстановке у людей пропадает желание усердно и добросовестно трудиться, что в итоге отражается на результатах их работы. О целях управления бизнесом Выделяют две категории целей: • Второстепенные цели. Их реализация не всегда реальна, однако они сопровождают производственный процесс и могут разрабатываться наряду с основными задачами компании. • Основные цели. Именно они заложены в «фундамент» организованной системы управления предприятием. Существует и другая классификация: • Промежуточные цели. Могут появляться спонтанно, в процессе функционирования предприятия. Их достижение осуществляется посредством решения дополнительных задач (параллельно с основными). • Итоговые цели. Это те результаты, которых компания желает достичь в процессе своего развития. Например, рост объема реализации товара или услуги, появление дополнительных филиалов, расширение бизнеса, максимизация чистой прибыли и т. д. Планирование Без составления бизнес-плана не обходится ни одна компания. Перед выполнением этой непростой задачи важно найти правильные ответы на самые основные вопросы. Любая система планирования включает в себя две важнейшие составляющие – имеющийся бюджет и производственную программу. Ее разработка строится в результате анализа следующих пунктов: - Какие объемы товара нужно выпускать? - Сколько рабочей силы понадобится для выполнения намеченного плана? - Какое время необходимо на выпуск конкретного объема продукции? - Какие технологии и оборудование будут применяться в процессе производства? - Какое количество сырья необходимо? - Каковы потенциальные риски и как их минимизировать? Бюджет представляет собой программу, по которой распределяются денежные средства. Без финансов невозможно выполнение ни одной задачи, от закупок сырья до сбыта готовой продукции. Обеспечение процесса управления всегда подразумевает грамотное распоряжение средствами коммерческой организации. Необходимо здраво оценивать возможности компании; понимать, какие источники существуют для привлечения доходов, в состоянии ли предприятие выполнять свои обязательства. Кроме того, система планирования финансов должна включать в себя поступления от реализации товаров или услуг. Организация процесса управления предприятием и контроль Реализация конечных целей любой компании возможна только при четко организованной системе планирования. Очень важно осуществлять мониторинг выполнения каждого пункта составленного плана, а также получаемых показателей. Таким образом, процесс контроля охватывает сразу несколько сфер: - Реализация товара. - Расходы. - Подбор персонала, его обучение и мотивация. Объемная и многоуровневая производственная структура организации требует особого подхода к управлению. Для нее крайне важен учет следующих факторов, причем в совокупности: • Компетенция сотрудников. Каждый работник предприятия имеет свои обязанности. Нельзя доверять важную работу человеку, который не имеет в ней опыта, а также соответствующих квалификаций. • Координирование. На больших предприятиях необходимо строго контролировать своевременность передачи данных и информации между подразделениями и отделами. Профессионально подготовленные управленцы продумывают этот вопрос до мельчайших деталей. • Разделение полномочий. За все отвечает директор предприятия, но в крупных компаниях один человек не успевает контролировать работу каждого подразделения и перекладывает многие обязанности на своих заместителей, руководителей отделов и других сотрудников. Именно этот подход создает возможность полноценного контроля на производстве. • Централизация. Каким бы крупным ни было предприятие, основную роль все равно выполняет его руководитель. Именно он принимает важнейшие решения и следит за деятельностью компании. |
2018-01-19
О новых веяниях в разработке стратегий развития бизнесаВ последние два десятилетия значимость теории игр возросла, причем в различных сферах экономических наук. Она используется в экономике при аналитике рынков, систем контроля и управления, а также при решении многих общехозяйственных вопросов. Именно теория игр создает возможность оказаться на шаг впереди своих партнеров по бизнесу или конкурентов. Читать.. Все статьи >> |