Оценка бизнеса, диагностика бизнеса, антикризисное управление



Администрирование



ГлавнаяВнешняя и внутренняя среда предприятий: что крайне необходимо знать будущему и начинающему менеджеру?

Каталог

Внешняя и внутренняя среда предприятий: что крайне необходимо знать будущему и начинающему менеджеру?




В теории управления производством каждая организация рассматривается как система одного из двух типов: открытая или закрытая. Последняя подразумевает независимость фирмы от факторов внешней среды. Наличие систем данного вида наблюдается при низком уровне экономического развития государства, его несущественной роли в формировании рыночных отношений в стране, а также в условиях переходной экономики.

Конкуренция между производителями товаров и услуг, превышение предложения над спросом, активное участие государства в формировании рыночных отношений и множество иных факторов влекут за собой тот факт, что закрытая система становится открытой. Соответственно, разнообразные внешние факторы начинают оказывать интенсивное влияние на развитие бизнеса в стране в целом.

Итак, каковы факторы внешней среды организации?

· НТП. Научно-технический прогресс. Этот фактор говорит об уровне развития технической оснащенности производств и науки. Высокий уровень НТП мотивирует руководство производственных предприятий изучать, создавать и внедрять новейшие технологии.

· Потребительское поведение. Основополагающий фактор для каждой организации, поскольку именно в зависимости от него становится ясно, какой именно товар лучше выпускать и по какой стоимости реализовывать. Именно потребители отражают всю вариативность (изменчивость) внешней среды каждого предприятия.

· Уровень экономического развития страны. Курсы валют, уровни тарифов и цен, показатели инфляции, спрос, платежеспособность, политика банков – все это оказывает прямое или косвенное влияние на развитие предприятия.

· Конкуренция в своей нише. Это один из важнейших факторов, требующий подробного и грамотного анализа рынка. Именно он определяет стратегию фирмы, ее основные цели и задачи.

· Поставщики. Любому предприятию необходимы финансовые, материально-вещественные, людские ресурсы. Обеспечение ими – одна из самых насущных проблем. Сложнее всего стоит вопрос обеспечения организации денежными средствами и трудовыми ресурсами высокого качества (простыми словами, квалифицированными сотрудниками, которые реально хотят работать именно на данном предприятии).

· Профсоюзы. Данные организации радикально влияют на деятельность всей сферы, а не только какой-то конкретной компании. К примеру, забастовка, ими организованная, может привести к приостановлению производства на неопределенный срок.

· Политическая ситуация. Значительно воздействует на бизнес-процессы, особенно в регионах с нестабильной обстановкой. Этот фактор играет для предпринимателей огромную роль.

· События в мире. Предпринимательская деятельность внутри государства намного легче, нежели международный бизнес. Здесь уже играют роль таможенная политика, законодательства стран-партнеров, валютный контроль и мн. др.

· Законодательство. Действующие законы определяют нормативную базу создания и деятельности организаций, а также фискальную политику. Управленцы обязаны учитывать их действие, как на федеральном, так и на местном уровне.

· Социальные обстоятельства. В каждом государстве есть своя культурная среда – обычаи и традиции, например, отношение к женщинам, представителям других рас, пожилым людям. Уровень образования, демографическая ситуация, доход на душу населения также влияют на деятельность конкретной организации.

То, что все эти факторы взаимосвязаны, очевидно. К примеру, изменения в законодательстве могут повлиять на конкурентоспособность, сложная политическая ситуация в стране – оставить организацию без поставщика недорогого сырья либо трудовых ресурсов и пр.

Внешняя среда организации изменчива. Скорость ее изменения называют подвижностью. Даже в одном государстве подвижность внешней среды для двух различных фирм не может быть одинаковой. Это объясняется спецификой деятельности организации в конкретной сфере.



Существует и такое понятие, как неопределенность внешней среды. Оно поясняет тот факт, насколько работа компании зависит от объема имеющейся у нее информации.

В Российской Федерации воздействие факторов внешней среды весьма ощутимо – это объясняется, в первую очередь, переходным типом экономики. Работа органов исполнительной власти, нестабильность рыночных отношений, сомнительные перспективы экономического роста народного хозяйства – все эти обстоятельства оставляют желать лучшего. Производственная сфера все больше замещается сферой обращения, и эта тенденция будет иметь место и в дальнейшем.

По причине активного формирования в России рыночных отношений руководители всех производственных предприятий обязаны обратить внимание на основные структуры организации и системы управления ресурсами. В частности, следует избавиться от утративших актуальность рабочих мест и начать грамотно инвестировать. По статистике, в РФ примерно 60% из них считаются устаревшими. Для их обновления необходимо внедрять новейшие технологии, а это требует временных и финансовых затрат. Несовременные основные фонды увеличивают риск банкротства предприятий. Во многих случаях своевременно модернизировать производство не получается по той причине, что управленцы не имеют ясного представления об имеющихся активах, применяют в работе ошибочные статистические данные и с неохотой сопоставляют имеющуюся у них информацию с реальностью.

Неопределенность в вопросе о действительной стоимости организации вызывает сложности как с оптимизацией вложений капитала, так и с поиском надежных инвесторов.

Сегодня в экономически развитых государствах производители товаров часто сталкиваются с требованиями, удовлетворить которые им не под силу. Причина – работа на рынках с большим предложением продукции. Кроме того, играют роль и такие факторы, как изменения курса валют, риски начала забастовок и пр. В Соединенных Штатах Америки, к примеру, в течение первых двух лет деятельности терпит банкротство каждая вторая компания. Это ждет и Россию, ведь уже сейчас 40% организаций в РФ признаны убыточными, если верить ФСГС.

В последнее десятилетие количество организаций, признанных судом банкротами и поставленных на конкурс в целях реструктуризации, неуклонно растет. Увеличивается и число банкротств, официально не подтвержденных: компании просто приостанавливают или прекращают свою деятельность, либо объединяются со своими партнерами. Эти явления, чаще всего, наблюдаются в торговой, банковской сфере, а также в сфере недвижимости.

Влияют на этот процесс и прочие объективные факторы: перенасыщение отдельных сегментов рынка, неполноценность судебной системы, огромное количество конкурентов.

В связи с вышесказанным, можно сделать вывод о том, что на функционирование российских предприятий факторы внешней среды оказывают колоссальное влияние. Специалистам по менеджменту нужно принимать во внимание каждый из них, постоянно вести анализ системы управлениятолько при этом условии можно надеяться на эффективность деятельности предприятия в целом.


О внутренней среде организации


Каждое отдельное предприятие можно представить как объект, который создается и развивается самостоятельно. Поэтому именно от состояния внутренней среды, прежде всего, зависит успех его деятельности. К факторам, ее характеризующим, относятся:

· разнообразие ассортимента услуг или товаров;

· структура управления организацией;

· объем производимой продукции либо оказываемых населению или другим компаниям услуг;

· специфика технологических процессов;

· потенциал производства;

· трудовой коллектив;

· количество финансовых ресурсов.

Все эти параметры и условия и определяют положение производственного предприятия в своей рыночной нише, возможные риски, перспективы дальнейшей деятельности и т.д.

Внутренняя среда предприятия включает в себя следующие элементы:

1. Структура организации. Это понятие подразумевает взаимоотношения между различными подразделениями производственного предприятия. Разумеется, этот элемент базируется на принципе разделения труда. Эффективная работа предприятия возможна лишь при условии координирования всех уровней управления организацией, т. е при слаженной работе всех сотрудников в рамках своих профессиональных обязанностей. Например, менеджеры разрабатывают цели, составляют планы задач – на их плечах лежит организация деятельности подчиненных. Последние же, в свою очередь, выполняют данные им задания. Стоит отметить, что самая сложная задача, стоящая перед менеджером, – это именно работа с людьми.

2. Цели и миссия. Их формулировка играет первостепенную роль. Под целью понимается ожидаемый результат деятельности компании. В стране с рыночной экономикой – это выпуск товаров или оказание услуг в целях удовлетворения интересов потребителей и получения при этом максимальной прибыли. Общая цель делает трудовой коллектив сплоченным, а значит, повышает эффективность деятельности предприятия: при отсутствии противоречий и единстве целей наблюдается высокая производительность труда.

3. Людские ресурсы. И начальники подразделений, и служащие – каждый из них имеет свои индивидуальные качества и особенности. Другими словами, именно человек является ключевой фигурой на любом предприятии. Деятельность персонала зависит от целого комплекса факторов, и каждый из них влияет на итог работы каждого отдельного сотрудника. К ним можно отнести психологическое восприятие событий, наличие или отсутствие моральных ценностей, интеллектуальный потенциал, материальные и психологические потребности, лидерские способности, атмосферу в коллективе.

Все описанные составляющие внутренней среды организации тесно взаимосвязаны между собой, они напрямую или косвенно зависят друг от друга. К примеру, изменение цели организации влечет за собой переформулировку стоящих перед ней задач, что, в свою очередь, может потребовать изменения структуры организации труда или непосредственно самих технологических процессов.




НОВАЯ СТАТЬЯ

2018-01-19

О новых веяниях в разработке стратегий развития бизнеса

В последние два десятилетия значимость теории игр возросла, причем в различных сферах экономических наук. Она используется в экономике при аналитике рынков, систем контроля и управления, а также при решении многих общехозяйственных вопросов. Именно теория игр создает возможность оказаться на шаг впереди своих партнеров по бизнесу или конкурентов.  Читать..

Все статьи >>